«Горячая» линия по вопросам введения обновленных ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования: 417-38-67
Предлагаем ознакомиться

    Нормативно-правовое сопровождение

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) Смотреть 

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.02.2022 №96 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС общего образования. (ГБУ ИМЦ Петродворцового района пункт 811 списка) Смотреть

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) Смотреть

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» Смотреть

    Распоряжение КО СПб от 26.04.2022 № 883-р “Об организации работы по подготовке системы образования Санкт-Петербурга к переходу на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования с 01.09.2022”.  Смотреть

    Письмо КО от 03.09.2021 № 03-12-816 / 21-0-1 об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык».  Смотреть

    Распоряжение Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга №2572-р от 09.06.2022 об организации работы по подготовке системы образования Петродворцового района Санкт-Петербурга к переходу на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего н основного общего образования Смотреть

    План-график проведения районных методических чтений «Современный педагог — новой школе» Смотреть

    Справка о готовности образовательных организаций Петродворцового района Санкт-Петербурга к переходу на обновленные стандарты начального общего и основного общего образования Смотреть

    Методические рекомендации и материалы

    Образовательные программы

    Проекты примерных основных образовательных программ начального общего образования, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования  Российской Академии образования» можно посмотреть на Федеральном портале «Единое содержание общего образования» — http://edsoo.ru/.

    Обновленные ФГОС НОО И ООО: обзор ключевых изменений и новых возможностей

    Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

    Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

    Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.

    Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

    Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

    Пункт 6. Приказа № 286 Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. ФГОС НОО

    Вариативность содержания программ начального общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:

    1) требований к структуре программ начального общего образования, предусматривающей наличие в них:
    единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее — учебный предмет);

    целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее — учебный курс);

    части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее — учебный модуль).

    2) возможности разработки и реализации Организацией программ начального общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;

    3) возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.

    ФГОС предусматривает возможность для Организаций, являющихся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы начального общего образования требованиям, предъявляемым к уровню начального общего образования.

    Пункт 5. Приказа № 287 Министерства просвещения России № 287 от 31.05.2021 г. ФГОС ООО

    Вариативность содержания программ основного общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:

    1) требований к структуре программ основного общего образования, предусматривающей наличие в них:

    единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее — учебный предмет);

    целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее — учебный курс);

    части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее — учебный модуль).

    2) возможности разработки и реализации Организацией программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;

    3) возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.

    ФГОС предусматривает возможность для Организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования

    Изменены требования к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убраны программа коррекционной работы и программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указана программа формирования УУД. Еще дополнен содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

    В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

    • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
    • программу формирования УУД;
    • рабочую программу воспитания.

    Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

    Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

    • гражданско-патриотическое;
    • духовно-нравственное;
    • эстетическое;
    • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
    • трудовое;
    • экологическое;
    • ценность научного познания.

    Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

    • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
    • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
    • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

    В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.

    Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.

    Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

    В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

    • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
    • программу формирования УУД;
    • рабочую программу воспитания.

    Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

    Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.

    Внесены изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие. Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть ( ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей ( ФГОС ООО)

    Внесены изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие. Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может,  но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть ( ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей ( ФГОС ООО)

    В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.

    Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

    Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе ( Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).

    Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО.

    При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1. ФГОС ООО)

    ФГОС НОО (2009 года): 2904 – минимум, 3345 – максимум. ФГОС НОО (обновленный ФГОС-2021): 2954 – минимум, 3190 – максимум. (п. 32.1 ФГОС НОО).

    ФГОС ООО (2010 года): 5267 – минимум, 6020 – максимум.  ФГОС ООО (обновленный ФГОС-2021): 5058 – минимум, 5549 – максимум. (п. 33.1 ФГОС ООО).

    Уменьшен объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.