Новая дидактика

Амплификация развития

максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности,  а так же общение детей сосверстниками и взрослыми

Взаимное обучение

форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога

Восприятие

воздействие на органы чувств целостного образа предмета

Групповой Способ Обучения (ГСО)

это способ обучения, опирающийся преимущественно на групповую оргформу учебной работы, но не исключающий все остальные

Диалектика

способность вести спор посредством вопросов и ответов, как искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды

Дидактика группового способа обучения

рассматривает процесс обучения по предметно-классно-урочной технологии, в основе которой лежит господство групповой оргформы обучения, которая стала системообразующей и не собирается сдавать свои позиции

Дидактический тетраэдр

помимо уже рассматриваемых компонентов – Учитель-Ученик-Содержание, добавляется компонент – Технология (информационной трансформации).

Дидактический треугольник

взаимодействие трех важнейших компонентов обучения и учения – Учитель-Ученик-Содержание

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)

это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [Приказ № 137 2005] (синоним – Цифровые и образовательные технологии)

Законы

устойчивая и повторяющаяся связь между предметами и явлениями (системная форма мышления)

Изобретения в педагогике

которые повлияли на господствующий способ обучения – письменность, книгопечатание, групповая оргформа учебной работы, коллективная оргформа учебной работы, интернет

Индивидуальный Способ Обучения (ИСО)

это способ обучения, опирающийся на индивидуальную и парную оргформы.

Информация

это мера упорядоченности материи, выраженная в знаках, символах, образах и имеющая субъективное значение для владеющего информацией

Калейдоскопическое мировоззрение

мировоззрение, при котором индивиды считают нормальным уклоняться от того, чтобы в их психике выстраивалась система определённых взаимосвязей между смысловыми единицами, которые они обретают в Различении

Коллективный Способ Обучения (КСО)

это способ обучения, опирающийся преимущественно на коллективную оргформу, но не исключающий все остальные

Коннективизм

теория обучения в эпоху информационных технологий, основывается на теориях сети, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем

Краудсорсинг

инструмент социализации в условиях перехода от традиционных обществ (society) к сетевым сообществам (community)

Метод познания

путь поиска истины – метод готовых знаний (репродуктивный) и метод поиска (когда знание не преподносится в готовом виде)

Мировоззрение

взгляды человека на Природу, Общество, Себя и на свое место в мире, бывает мозаичное (системное) и калейдоскопическое

Мозаичное мировоззрение

системное мировоззрение, при котором все смысловые единицы, которыми оперирует психика, определённо взаимно связаны между собой

Наука

это совокупность теорий, объединенных знанием законов данной сферы познания (системная форма мышления)

Новый органон

«Новый органон, или истинные указания для истолкования природы» (Novum Organum, sive Indicia vera de Interpretatione Naturae) – сочинение Φ. Бэкона, вторая часть «Великого Восстановления Наук», в которой излагается учение о методе

Обучение

особым образом организованное общение между людьми, участниками образовательного процесса, посредством которого осуществляется воспроизведение и усвоение человеческой деятельности

Организационные формы учебной работы (оргформы)

это структуры общения, используемые в учебном заведении для решения учебно-воспитательных задач, зависящие от того, как строится общение

Оргформы

делятся на индивидуальные (человек информация), парные (человек-человек), групповые (человек и группа учащихся, преимущественно пассивных) и коллективные (общение в динамических парах сменного состава) [по Дьяченко В.К.].

Ощущение

отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Понятие

ясная и отчетливая мысль об общих и существенных свойствах предмета (переходная к системным формам мышления)

Представление

чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств

Сетевая дидактика (е-дидактика)

– изучает особенности и закономерности обучения в цифровой образовательной среде

Система

это совокупность материальных или информационных объектов, обладающая определенной целостностью

Сократический диалог

общение учителя и ученика при совместном поиске истины – рождении нового знания.

Способ обучения

историческая категория, объединяющая в себя всё, что способствует обучению.

Суждение

мысль в которой что-либо утверждается или отрицается (элементарная форма мышления)

Теория

высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории (системная форма мышления)

Технология краудсорсинга в образовании

 основана на привлечении к решению тех или иных проблем инновационной образовательной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением информационных технологий (создание сетевого сообщества)

Умозаключение

суждения, которые между собой логически связаны (элементарная форма мышления)

Формы мышления человека

это мыслительные образования, которые характеризуют человеческое (абстрактно-логическое) мышление (делятся элементарные и системные)